Калмыкия хочет познакомитьсяКалмыцкий сайт знакомств
FotoElista homepage News Photos Humour about Kalmykiya
Новости Фотоконкурс Театр Юмор Ссылки Книга для почетных гостей About
News
Photos
Theatre
Stories
Humour
Links
Guestbook
About
 
Фотоконкурс Мисс Калмыкия
 
 
 
 

ФотоЭлиста. Калмыкия в Интернете

Калмыки в казахских легендах. И - в истории

www.FotoElista.com
 

"Если ты возьмешь в жены калмычку..."

- Ну, много девушек поворовали казахи...

- Еще в 18 веке великий Бухара-жырау, рапсод, акын, учил: "Надо (в качестве дров) использовать колючку; пусть женой у тебя будет калмычка; пусть воинами у тебя будут казахи. Если ты возьмешь в жены калмычку, не прервется твой род в этом восьмигранном мире... Полулежа в своей почетной юрте, думай об этом и размышляй...".

- Как казашки реагировали на такие речи?

- Уезжаю сюда, в Калмыкию, в командировку, жена говорит: не привезешь ли калмычку? Установка мощная, конечно.

Я рос в среде, где сохранились старые предания. Один из моих предков отправился в поход против калмыков и вернулся с добычей. А в те времена самой дорогой добычей были калмыцкие девушки и мальчики-подростки. Девушка, ладно, она должна стать женой казаха. А вот мальчика должны взять в семью и воспитать как казаха, как сына. Существовал специальный ритуал принятия калмыка-подростка в семью. Этот обряд был разработан только для калмыцких детей.

Вообще у казахов много ритуалов, легенд и преданий, где фигурируют только калмыки. Ни один другой народ столь явно не присутствует в устном народном творчестве казахов. Это тоже повод размышлять, анализировать.

Расскажу об одном таком ритуале. Например, семья хочет усыновить калмыцкого мальчика, чтобы он стал частью рода. Совершается небольшой набег на калмыцкие кочевья именно с этой целью - пленить мальчика. Приводят его домой. Режут барана. Мальчику дают в руки берцовую кость, несколько мужчин приподнимают юрту, и мальчик должен проникнуть в юрту ползком с берцовой костью в руках с одной из сторон юрты. После этого глава семьи произносит: этот мальчик теперь мне сын и держит он эту кость и т. д.

Если большая патронимия, род то есть, хочет принять в сыновья калмычонка, проводился другой обряд. Я не знаю, куда, в какие времена это уходило корнями, но ритуал своеобычный, конечно. Казахская старуха становилась возле юрты и приподнимала подол своей большой юбки и мальчик с костью в руках проползал под юбкой в юрту. Ну, а если глава рода хотел закрепить усыновление так, чтобы ни у кого не возникало сомнений, он вообще выстраивал колонну из сорока бабушек. Это полная гарантия усыновления.

- Интересно, для чего вообще это делалось?

- Это надо анализировать. Я расскажу о своей прапрабабушке. Были две пленные калмычки, одна красивая, другая некрасивая. Когда мой предок возвратился в свой аул, красивую сразу взяли в жены. А вторую девушку он предназначил в жены своему младшему брату, совсем мальчишке. Подросток уперся - не хочу вообще жениться. Заперли его с калмычкой на три дня в юрту. Так они поженились. Родила жена-калмычка ему пятерых сыновей. Я - потомок третьего сына. 250 лет прошло с тех пор, но воспоминания остались. Например, про то, как друзья мужа калмычки приходили в гости и подшучивали над ней: ты, мол, калмычка, но почему-то некрасивая. Моя прапрабабушка парировала: что вам надо от меня, мои глаза - мой старший сын, мой нос - второй сын и т. д. Причем тут красота, когда у меня пять сыновей? Действительно, женщина, родившая и воспитавшая пятерых сыновей, она пользовалась огромным уважением и почетом. Перечить ей не решались вообще.

Я в детстве слышал все эти рассказы - например, про то, как она старилась. Правнуки пошли уже, представьте, какое это было количество потомков от пятерых сыновей. Кто-нибудь что-то стащит у нее, а найти виновника не может - такая куча-мала. Мне в детстве порой напоминали, что я - с калмыцкой кровью. Особенно, если подерусь.

- Как вы считаете, вам удалось сказать новое слово в науке?

- Может быть, мне удалось привести в соответствие с историческими реалиями образ калмыков в казахской литературе. Может быть, я "сломал" этот образ вечного врага. Не скажу, что создал взамен исключительно положительный образ, но, полагаю, моя оценка роли калмыков в казахской истории более объективна.

 

Современный Казахстан: чем отличается Сити Чесс от Астаны?

- А чем вы объясните то, что в калмыцком фольклоре казахи как недруги вообще не проходят? Тем более в "Джангаре". Впрочем, и другие народы тоже не называются врагами. В ойратском эпосе есть просто враг - без национальной окраски.

- Да? Интересно, а вот в наших эпосах, эпосах других центрально-азиатских народов речь обязательно идет о противостоянии с калмыками. Главный враг - калмыки. Ногайцам очень не повезло с калмыками в историческом плане. Ведь калмыки разгромили Ногайскую орду, и до сих пор ведь нет у них административного центра. Их государственность на этом и закончилась.

Очень много в Казахстане родов с калмыцкой родословной, и в названиях сохранилась приставка "калмах". Сколько выдающихся казахов вышли из этих родов. Первый наш космонавт Тохтар Абакиров, философ, доктор технических наук Агжан Машаров, человек, который открыл для казахов имя Аль-Фараби. Много еще имен.

- Расскажите об Олжасе Сулейменове. Казахи всегда гордились им. И даже тем, что он сопротивлялся официозу советской науки в застойные брежневские времена.

- Да, в 80-х годах, впрочем, и сейчас, казахскую нацию действительно олицетворял Олжас Сулейменов, как у вас Кугультинов. Мы когда говорим о калмыках, прежде всего подразумеваем Давида Никитича, и наоборот. Сейчас, правда, мы знаем и о Кирсане Илюмжинове. Мы отслеживали его шахматную эпопею. Но казахов мало интересовало то, что сочиняла о нем московская желтая пресса. Мы понимали всегда, что Илюмжинов многое делает для того, чтобы мир знал о калмыках. А ваш народ немногочисленный; чтобы выжить в этом мире, надо, чтобы о вас все знали. Все остальное - лирика.

Олжас Сулейменов - выдающийся наш деятель. Ему немногим за 60 лет. Его нет дома, и, честно признаюсь, нам, молодому поколению, не хватает его присутствия в жизни современного Казахстана. А в советские годы он действительно, по мнению Москвы, совершил преступление: поставил кипчаков вровень с великим русским народом. И действительно его защитил первый секретарь Казахского ЦК КПСС Кунаев. Сейчас Сулейменов - посол Казахстана в Италии. У нас шутят: когда-то Аттила завоевал Рим, а сейчас - Олжас. Он ведь остается флагманом казахской культуры и по сей день. Хотя в последние годы мы ощущаем оживление казахской культуры. Думаю, в недалеком будущем у нас появятся национальные лидеры в области духа, равные Сулейменову.

- За 10 прошедших лет Казахстан выработал свою национальную идеологию?

- Главная задача - сохранить мир, спокойствие, стабильность. Особенно беспокоит соседство с Афганистаном. Россию, США, Китай привлекают наши сырьевые ресурсы. Тоже нужна равноудаленная политика, взвешенная и мудрая.

- А когда бывшие республики Средней Азии стали называть себя центральноазиатскими? И почему?

- Понятие "Центральная Азия" мне, например, нравится больше. Произошло это в 90-е годы, когда точно, не могу вспомнить. Недавно сдал в типографию свою книгу под названием "Истоки и история кочевых обществ Евразии в калейдоскопе веков и тысячелетий". Эта книга - ответ на ваш вопрос.

- А сколько у вас вообще книг?

- Написал и издал около 20 книг. Пишу больше, чем выступаю. Монография "Казахское общество в 19 веке...", учебные пособия по истории Казахстана 19 века, "Этнос и общество 19 века". По заказу подготовил трехтомник по истории казахов, с 15 века начиная. Есть у меня художественные вещи, научно-популярного плана, скорее всего. Я пишу их на казахском языке. Издается серия "История Казахстана: взгляд в профиль". Писал и для нее. Интересуюсь историей казахских родов, племен и так далее. Написал книгу о казахско-калмыцких отношениях в 17-18 веках.

- Казахи - мусульмане. Вы ощущаете на себе влияние исламского фактора в международных отношениях?

- Мы осуждаем на государственном уровне терроризм, но считаем, что афганскому народу нужно помогать вовсе не бомбардировками. На смену талибам могут прийти более страшные силы. Для Казахстана представляет опасность усиление миграции с юга, со стороны этого государства. Идут афганцы, таджики, казахи, которые жили в Афганистане (интервью бралось осенью 2001 года - ред.). Это очень нежелательный поворот событий для Казахстана.

- Ваши пожелания калмыцким ученым, с которыми хотели бы установить рабочие контакты?

- Успехов, таких же, каких достигли у нас - Чокан Валиханов, Номто Очиров - у вас. Это прекрасные примеры для нас, историков. А также - осознания того, что наши труды будут оценены потомками. Сегодняшние трудности - это временно. Всемерно готов поддержать калмыцких ученых, которые будут заниматься этногенезом калмыков и казахов в общем историческом контексте.

- Напоминает ли вам Сити-чесс вашу Астану?

- Да, напоминает. Калмыкам как-то очень талантливо и органично удается внедрять национальный компонент в европейскую архитектуру. Может быть, даже в большей степени, чем казахским архитекторам.

Майя Ланцынова
"Комсомолец Калмыкии" № 10 (33) 13 марта 2002 г.

1 часть 2 часть ...

Фотоконкурс Мисс Калмыкия 

URL: www.fotoelista.com e-mail: sandji@mail.ru

Проектирование, программирование и дизайн - FotoElista
Copyright © 2002-2007, FotoElista. All rights reserved
Сайт управляется системой uCoz