Калмыкия хочет познакомитьсяКалмыцкий сайт знакомств
FotoElista homepage News Photos Humour about Kalmykiya
Новости Фотоконкурс Театр Юмор Ссылки Книга для почетных гостей About
News
Photos
Theatre
Humour
Links
Guestbook
About
 
 
 
 
 
 

ФотоЭлиста. Калмыкия в Интернете
Традиции

www.fotoelista.com
 

Кони ветра

Сейчас в Калмыкии всё популярнее становится обычай развешивать молитвенные флаги. Некогда ойраты жили в тесном соседстве с Тибетом, откуда и пришла эта традиция. Тому, как она возникла и что за ней стоит, и посвящена эта статья.

Когда путешествуешь по святым буддийским местам Индии, Непала и Тибета, то замечаешь, что почти везде их окружают высоко развешенные гирлянды разноцветных молитвенных флагов.

Один из бумажных листов с изображением "коней ветра", Непал

По-тибетски они называются "лунгта". Но обычай развешивать эти яркие, испещренные мантрами и изображениями куски ткани - не просто национальная тибетская традиция, а практическое применение учения Будды для решения жизненных проблем. Отпечатанные, как и все древние тибетские книги, с деревянных досок, эти гравюры можно также рассматривать как произведения искусства, несущие индивидуальные черты в зависимости от вида, региона и мастера-резчика.

Эта практика, как и остальные буддийские методы, уходит корнями в далекую древность. Первое описание "прародителя" современных молитвенных флагов содержится в "Сутре вершины победного знамени". Именно это победное знамя, которое вывешивалось в знак величия и победы над чем или кем-либо, стало отправной точкой для развития традиции.

В южных буддийских странах, где процветает Тхеравада - Шри Ланке, Бирме, Таиланде - ступы, статуи и храмы также часто украшают яркими, чаще всего треугольными флажками, на которых иногда пишут какие-либо пожелания. В Индии эти флажки можно видеть в общебуддийских местах паломничества, особенно в Бодх-Гае.

В Тибете этот обычай появился с общим распространением буддизма среди народа, то есть со времен Гуру Падмасамбхавы (8 - 9 века н.э.). Современный вид этот обычай принял под некоторым влиянием местной тибетской религиозной традиции - Бён. Но если раньше в рамках этой традиции тибетцы складывали камни на перевалах в кучи, завязывали полоски ткани на деревьях и совершали другие подношения местным богам и духам, то теперь обращенным в буддизм духам подносились мантры и благопожелательные молитвы, отпечатанные на флажках.

Кроме того, популярным народным верованием в Тибете было то, что рождению человека сопутствует появление "дра-ла" - божества-хранителя этого человека. Заботой этого духа является поддержка жизненных сил человека и его процветание, то есть он - что-то вроде ангела-хранителя. Естественно, что человеку тоже следовало заботиться о своем защитнике, и одним из способов его поддержки также было вывешивание молитвенных флагов.

Таким образом, тибетцы сильно расширили область применения "победных знамён", и фактически это стало смесью народных верований и буддийских практик.

Общий смысл вывешивания молитвенных флагов - гармонизация жизненной ситуации и увеличение благополучия; тот человек, который развешивает эти флажки, устраняет препятствия вообще, и, в частности, это способствует достижению определенной цели. Это приносит удачу и увеличивает благоприятную энергию и силы, способствующие решению проблем.

Лунгта часто развешивают перед ответственными встречами, важными событиями и решительными моментами жизни. Например, если кому-то предстоит сделать решительный шаг или занять важный пост, предпринять далекое и небезопасное путешествие, то незадолго до события считается благоприятным вывесить флаги.

Часто люди вывешивают молитвенные флаги с изображениями и мантрами Зеленой Тары, Гуру Падмасамбхавы и других буддийских божеств. В зависимости от ситуации упор делается на активность определенных Будда-аспектов. Так, изображения и мантры Ченрезига (Авалокитешвары) способствуют общему умиротворению обстоятельств и развитию любви, Зеленая Тара и Гуру Падмасамбхава - для устранения всяческих препятствий, Амитаюс и Белая Тара - для продления жизни, и так далее.

Довольно часто также можно видеть развевающиеся полотнища, на которых нет никаких изображений - только буквы. Они представляют собой тексты некоторых Сутр Будды, которые особенны своей силой в устранении препятствий и защитой - "Алмазная Сутра", "Сутра рассекающего ваджра" и другие.

Естественно, сразу возникает вопрос: а каким образом это функционирует? Что происходит, когда кто-то вывешивает эти мантры и изображения? И в чем, с точки зрения буддизма, рациональное зерно этого обычая?

Самым лучшим способом устранения собственных проблем и накопления заслуги является собственная практика - занятия медитацией и совершение позитивных действий. Очень благоприятным также считается чтение мантр и вообще буддийских книг. Но чтобы накапливать заслугу и устранять препятствия, это не обязательно делать самому, - для этого можно использовать силы природы. Поэтому вместо того, чтобы самому крутить молитвенные колеса с мантрами, можно построить водяную мельницу, и тогда струя воды будет вращать барабан и активизировать мантры, а строитель или заказчик этого сооружения - накапливать заслугу. Точно так же можно использовать и силу ветра: когда флажки полощутся по ветру и хлопают, распространяя позитивную энергию, это равносильно чтению мантр и молитв.

Нам следует помнить о том, что все явления нашей жизни существуют во взаимной связи: если мы не любим окружающих нас людей и даже вещи, то уже это одно порождает неприязнь и проблемы, и мы сами становимся несчастны. Если же мы стараемся жить в гармонии с окружающим миром, то обычно у нас всё получается, и люди добры к нам. Поэтому, если мы оказываем какое-либо умиротворяющее влияние на окружающий мир, в первую очередь это сказывается на нас самих.

Вообще, в соответствии с системой тибетской астрологии, одной из пяти главных характеристик человека является как раз "лунгта". Популярной точкой зрения является то, что этот фактор очень тесно связан с удачливостью, благоприятным сочетанием обстоятельств. Однако в астрологических учениях акцентируется "общественный" характер личного "лунгта" - то, что в современной печати называется "пиар". Он особенно важен для тех, кто много работает с другими людьми - ламы, учителя, бизнесмены и так далее. В зависимости от года жизни человека этот фактор более или менее активен, и если он ослаблен, то при составлении гороскопа опытный астролог обычно рекомендует вывешивать "коней ветра". Также в соответствии с астрологическими вычислениями определяется наиболее благоприятное время для вывешивания флагов.

Можно говорить очень долго о множестве других деталей, регулирующих и интерпретирующих эту многовековую традицию, хотя в них нет необходимости разбираться для того, чтобы вывешивать лунгта. В этих тонкостях хорошо разбираются сведущие ламы и астрологи. Одним из экспертов в этом вопросе является Тартанг Тулку, живущий в США. Он построил множество ступ и издает много литературы, в которой, в частности, описывается эта "прикладная буддийская магия" (некоторые из его книг уже переведены на русский язык).

Как и другие религиозные объекты (статуи и ступы при заполнении), флаги можно также освящать. Ритуал, который делает квалифицированный буддийский практикующий, по-тибетски называется "раб-не" и заключается в том, что изначальная мудрость всех Будд приглашается в освящаемый объект и наполняет его. Есть длинные и короткие варианты этого ритуала.

Теперь несколько практических советов.

Число определяет сам человек; можно вывешивать от одного до нескольких сот флагов, как это обычно делают в Гималаях (правда, там они печатаются на очень дешевой, напоминающей плотную марлю, ткани, и потому стоят недорого; но также поэтому они и не отличаются особой долговечностью). В Тибете есть еще такой обычай: когда люди едут куда-то, они берут с собой отпечатанные на бумаге лунгта. И когда автобус или машина останавливаются на высоком перевале, эти листы просто выпускают на волю ветра, и они летят далеко-далеко. Один из таких бумажных листов изображен на иллюстрации.

Флаги не обязательно вешать собственноручно, но лучше все-таки при этом присутствовать, потому что сам процесс оставляет благоприятные впечатления у жертвователя.

Лунгта могут развеваться не только вокруг монастырей и ступ, но и на возвышенностях, горных перевалах, крышах домов, длинных шестах, как это практикуется всеми тибетцами. Именно по ним в Индии и Непале легко определить компактные районы проживания тибетцев, потому что они обычно украшают свои жилища высокими бамбуковыми стволами с флагами.

И, конечно же, "коней ветра" можно вывешивать не только индивидуально, но и всей семьей. Они приносят пользу не только тому, кто их вывесил, но всем окружающим, и благоприятно воздействуют на всю местность.

26 мая праздновался самый важный буддийский праздник года - день Пробуждения и Паринирваны Будды Шакьямуни. Весь лунный месяц, в середине которого расположена эта дата, в соответствии с буддийской традицией считается чрезвычайно благоприятным для всех благих дел и практик, поскольку заслуга от их свершения многократно возрастает. Будьте счастливы и благополучны!

Карма ЧОЧОГ,
кхенпо (профессор) Международного буддийского института Кармапы (Дели);

Борис ЕРОХИН,
преподаватель Элистинского филиала Института Кармапы

Фото Ирины Мох

"Комсомолец Калмыкии" № 23 (46) 12 июня 2002 г.

URL: www.fotoelista.com e-mail: sandji@mail.ru

Проектирование, программирование и дизайн - FotoElista
Copyright © 2002-2007, FotoElista. All rights reserved

Сайт управляется системой uCoz